· Будите утром ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
· Не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребенка.
· Не отправляйте ребенка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему много придется поработать. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих отметок».
· Пожелайте ребенку удачи, подбодрите его, найдите несколько слов – у него впереди тяжелый день.
· Забудьте фразу: «Что сегодня получил?», встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
· Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и все расскажет сам.
· Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
· После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
· Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 10 -20 минут занятий неоходимы 10 – 15 минут перерыва, лучше, если они будут подвижными.
· Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать одному. Если уж нужна Ваша помощь – наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе, я помогу») , похвала (даже если не все получается) – необходимы.
· В общении с ребенком старайтесь избегать условий «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
· Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда Вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы. В это время важнее всего его дело, эго заботы, радости и неудачи.
· Выработайте единую тактику в общении взрослых в семье с ребенком, свои разногласия решайте без его присутствия. Если что-то не получается, посоветуйтесь с врачом, учителем, психологом, читайте литературу.
· Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учится сложнее, быстрее наступает утомляемость, снижена работоспособность. Конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти – в это время нужно быть особо внимательными .
· Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности в учебе.
· Очень своевременна будет сказка перед сном, песенка, ласковое поглаживание – это успокаивает, снимает напряжение. Никаких выяснений отношений, напоминаний о контрольной работе и т.д.
· Верьте в ребенка! Радуйтесь его успехам, не делайте трагедий из неудач. Вселяйте в него уверенность, что он все сможет, всего достигнет, стоит только захотеть.
· Чем труднее складываются дела Вашего ребенка, тем внимательнее должны быть к нему Вы. Обязательно найдите, за что можно его похвалить.
· Не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание вновь и вновь. Во-первых, это неинтересно, утомительно, неприятно. Кроме того, не забывайте, что ребенок уже утомлен, расстроен, у него слабо развиты мелкие мышцы рук. Переписывание ведет к переутомлению.
· Низкая оценка – это психологическая травма для ребенка. Чтобы предупредить оценочный травматизм, не наказывайте за плохую оценку. Вы и ребенок должны понимать, что низкая оценка – как красная лампочка тревоги (здесь - недоучили, здесь – не разобрались), а не повод расквитаться с ребенком за Ваши, кстати, взятые на себя тревоги.
· Помните, что любую Вашу оценку ребенок склонен принимать глобально, считая, что оценивают его личность. «Пятерка – я хороший, тройка – я плохой».
· Хвалите исполнителя, критикуйте исполнение.
· Не сравнивайте успехи детей с успехами их друзей, знакомых. Сравнивайте ребенка только с ним самим: раньше не умел – теперь уже можешь (сохраняйте старые тетради, рисунки).
· Ставьте близкие цели с тем, чтобы ощущение постоянного успеха не покидало его.
· Заранее делайте ставку на успех: отбирайте для объяснений такой объем материала, которым ребенок овладеет наверняка.
· Любите ребенка таким, какой он есть.